Корзина 0

Система охлаждения двигателяЭлементы система охлаждения автомобилей и мотоциклов

Система охлаждения двигателя. Большинство современных автомобилей и мотоциклов с бензиновыми, дизельными или гибридными двигателями оснащены системой охлаждения, которые предназначены для отвода избыточного тепла от поверхностей работающих двигателей.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Элементы, их назначение и принцип работы.

Система охлаждения двигателя большинства современных автомобилей и мотоциклов с бензиновыми, дизельными или гибридными двигателями предназначена для отвода избыточного тепла от поверхностей работающего двигателя.

С момента своего изобретения в начале ХХ века, система охлаждения претерпела лишь незначительные усовершенствования, однако, принцип действия, как и 120 лет назад, остался неизменным. Сегодня, системы охлаждения всех автомобилей и мотоциклов состоят из радиатора, расширительной емкости (расширительного бачка), насоса, термостата, резиновых или композитных патрубков и нескольких контрольных датчиков.

Охлаждающая жидкость. Теплоноситель (антифриз).

Теплоносители (антифризы). Охлаждающие жидкости — являются одним из основных компонентов системы охлаждения двигателя, обеспечивая температурный режим и работоспособность двигателя при различных условиях эксплуатации.

Современные антифризы не разделяются по классификациям, как моторные или трансмиссионные масла. Выбор антифриза осуществляется на основании рекомендаций автопроизводителей транспортных средств.

Современные охлаждающие жидкости состоят из смеси моноэтиленгликоля (этиленгликоля), реже пропиленгликоля, деионизированной воды и комплекса присадок на основе органических и неорганических кислот (ингибиторов коррозии, антикавитационные, противопенные и стабилизирующие соединения веществ). В зависимости от технологии производства, теплоносители (антифризы) подразделяют на 3 типа:

  • Силикатный антифриз
  • Силикатно-карбоксилатный антифриз
  • Карбоксилатный антифриз

Силикатно-кароксилатные антифризы и Карбоксилатные антифризы производятся по технологии OAT – Organic Acid Technology, где в качестве ингибиторов коррозии используются производные органических карбоновых кислот без содержания агрессивных веществ (фосфатов, боратов, аминов) и имеют более длительный срок службы (до 5 лет), в отличии от силикатных теплоносителей, срок службы которых составляет не более 3-х лет.

Более подробно ознакомиться с видами, характеристиками, технологиями производства и способ применения современных охлаждающих жидкостей можно в разделе нашего сайта «Антифризы для автомобилей и мотоциклов».

Радиатор системы охлаждения двигателя.

Радиатор является одним из основных и узнаваемых элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания. От качества сборки, своих конструктивных особенностей и материалов из которых он изготовлен, завит срок его службы и эффективность работы всей системы охлаждения двигателя.

Задача радиатора состоит в рассеивании тепла, которое поступает от двигателя через циркулирующий по системе теплоноситель (антифриз).

Первый радиатор был изобретен и установлен на автомобиль на заре автомобилестроения, в 1886 году Вильгельмом Майбахом (August Wilhelm Maybach). Именно он предложил использовать конструкцию с «сотами» для увеличения площади теплоотвода, которая в настоящее время претерпела совсем незначительные изменения.

Сегодня, как и 120 лет назад, радиатор системы охлаждения двигателя устанавливается в подкапотном пространстве впереди автомобиля. Охлаждения антифриза (теплоносителя) происходит за счет набегающего потока воздуха во время движения автомобиля или мотоцикла.

Конструкция с «сотами», предложенная Вильгельмом Майбахом в несколько раз увеличивает площадь поверхности радиатора за счет прохождения воздушного потока через «соты» радиатора и охлаждения антифриза (охлаждающей жидкости) происходит в несколько раз быстрее и эффективнее.

Современные радиаторы изготавливаются из алюминия, латуни или меди. Некоторые производители применяют в производстве радиаторов элементы из композитных материалов.

Вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя.

Вентилятор устанавливается непосредственно за радиатором системы охлаждения двигателя и служит для дополнительного охлаждения теплоносителя (антифриза) когда воздушного охлаждения набегающим воздушным потоков во время движения недостаточно (например, движение в плотном транспортном потоке или при длительной стоянке с включенным двигателем).

Подавляющее число современных транспортных средств оснащены электрическими вентиляторами, которые работают от бортовой сети.

Вентиляторы с механическим (ременным) приводом и термовыключателем (вискозомуфтой) в современных автомобилях и мотоциклах более не устанавливаются, ввиду дополнительного отбора мощности у силовой установки.

Неисправность дополнительного вентилятора системы охлаждения может привести к увеличению температуры теплоносителя и перегреву двигателя во время движения в плотном транспортном потоке или длительной стоянки.

Циркуляционный насос (помпа).

Водяной циркуляционный насос системы охлаждения двигателя обеспечивает беспрерывную циркуляцию теплоносителя (антифриза) по системе охлаждения автомобиля или мотоцикла.

Конструкция водяного насоса (помпы) во многом схожа во всех транспортных средствах. Центральный с крыльчаткой соединены ременным приводом с газораспределительным механизмом (ГРМ) двигателя. За счет этого соединение происходит вращение шкива с крыльчаткой и циркуляция теплоносителя по системе охлаждения.

Выход из строя циркуляционного насоса ведет к мгновенному повышению температуры теплоносителя до критической отметки. Движение транспортного средства с неработающим циркуляционным насосом (помпой) – запрещено.

Расширительная емкость (бачок).

Теплоноситель (антифриз) в системе охлаждения двигателя по мере нагревания расширяется, создавая при этом избыточное давление во всей системе охлаждения и наоборот, при остывании теплоносителя давление в системе охлаждения понижается. Расширительная емкость (бачок) призвана компенсировать увеличение давления и излишек объема теплоносителя (антифриза) при его расширении.

Во время работы двигателя и увеличения давления и объема теплоносителя (антифриза), излишки теплоносителя поступает в расширительную емкость. При охлаждении двигателя, объем теплоносителя уменьшается, давление в системе охлаждения стабилизируется, и охлаждающая жидкость поступает из расширительной емкости (бачка) обратно в систему охлаждения.

Термостат системы охлаждения двигателя.

Впервые термостат системы охлаждения двигателя был применен в 1922 году и предназначался для поддержания оптимальной температуры теплоносителя (антифриза) в системе охлаждения двигателя при различных режимах его работы, посредством распределения потоков теплоносителя между радиатором системы охлаждения и двигателем.

В зависимости от производителя двигателей, существует несколько основных видов термостатов:

  • Механические термостаты с твердым наполнителем
  • Термостаты с электронным управлением
  • Одноклапанные термостаты
  • Двухклапанные термостаты
  • Двухступенчатые термостаты

Несмотря на все разнообразие видов термостатов, принцип их работы остается неизменным, изменению подлежат только конструктивные особенности.

При запуске двигателя, клапан термостата остается в закрытом положении и теплоноситель (антифриз) циркулирует по «малому кругу» системы охлаждения только внутри двигателя. Это позволяет осуществлять равномерный прогрев двигателя в короткий промежуток времени.

При достижении теплоносителем чей температуры в 80-90оC, клапан термостата открывается и теплоноситель поступает в радиатор системы охлаждения где интенсивно охлаждается, и уже охлажденным поступает обратно в двигатель.

Выход из строя термостата ведет к быстрому перегреву двигателя, что в свою очередь может привести к его полному выходу из строя и дорогостоящему ремонту.

Предохранительный клапан системы охлаждения двигателя.

Предохранительный клапан устанавливается на расширительную емкость (бачок) системы охлаждения двигателя. Служит для обеспечения рабочего давления в системе охлаждения, возврата охлажденного теплоносителя из расширительной емкости (бачка) обратно в двигатель и препятствует образованию воздушных пробок в системе охлаждения двигателя.

Неисправность предохранительного клапана может привести к превышению давления теплоносителя (антифриза) в системе охлаждения и выбрасыванию теплоносителя из под соединений между элементами системы охлаждения.

Датчик уровня охлаждающей жидкости.

В большинстве современных двигателях, датчик уровня теплоносителя устанавливается в расширительной емкости (бачке) системы охлаждения.

При достижении минимального значения уровня теплоносителя в расширительной емкости, датчик передает информацию на приборную панель водителя.

Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, неизбежно приведет к его перегреву и вероятному выходу из строя с последующим дорогостоящим ремонтов.

Температурные датчики системы охлаждения двигателя.

Температурные датчики служат для контроля температуры теплоносителя (антифриза) в системе охлаждения двигателя. Информация с температурных датчиков поступает на приборную панель водителя, где отображается температура теплоносителя в реальном времени.

При превышении порогового значения, на приборную панель водителя поступает предупреждение о повышении температуры теплоносителя в системе охлаждения двигателя до критического значения. Принимая во внимание поступившую информацию, водитель имеет возможность вовремя принять меры для предотвращения перегрева двигателя.


Источник: | OW. Online Werkstatt. Интернет-магазин запасных частей

Каталог продукции Интернет-магазина: | Антифризы для автомобилей и мотоциклов
Каталог продукции Интернет-магазина: | Силикатные антифризы
Каталог продукции Интернет-магазина: | Силикатно-карбоксилатные антифризы
Каталог продукции Интернет-магазина: | Карбоксилатные антифризы

Дополнительная информация: | Антифризы для автомобилей и мотоциклов

Обзоры и Публикации: | Антифризы для автомобилей и мотоциклов BMW
Обзоры и Публикации: | Антифризы RAVENOL прошли испытания в VW AG

КОРЗИНА Товар удален Отменить
  • КОРЗИНА ПУСТА